1 |
С. Люмет «12 разгневанных мужчин» |
Фильм о том, как судят подростка-эмигранта. Своего рода презентация института присяжных в США. Этот фильм поможет сформировать более полное представление о путях поиска справедливости, о границах закона, о том, как право влияет на общественную этику. |
2 |
Н. Михалков «12» |
Римейк фильма Люмета и спор с ним. Главная тема – парадоксы правового сознания в России. Этот фильм будет важен для возможного разговора о нравственности и праве в современной России. А также о том, как важен настоящий поступок. |
3 |
В. Абдрашитов «Остановился поезд» |
Фильм о несчастном случае, произошедшим по халатности и нежелании людей разбираться в причинах произошедшего. Это история о противостоянии воли и инертности. И это – другой взгляд на право и нравственность в России, по сравнению с Михалковым. |
4 |
П. Уир «Общество мёртвых поэтов» |
Фильм о педагоге-бунтаре в закрытой элитной американской школе. И ещё о том, как жизненно необходим диалог педагогов и родителей. Этот фильм можно обсудить с детьми и поговорить об ответственности в профессии педагога. |
5 |
Д. Асанова «Ключ без права передачи» |
Фильм о яркой учительнице, нарушившей этические правила школы. А ещё – о рутине и творчестве в школе. Как и «Общество мёртвых поэтов», этот фильм подойдёт для обсуждения с детской аудиторией. Он позволит поговорить об этике во взаимоотношениях педагога и ребёнка. |
6 |
Д. Ганзель «Эксперимент 2.Волна» |
Фильм о блестящем способе объяснения и опасности социальных экспериментов. Об опасности диктаторских наклонностей, о соблазне идеи избранности, об эффективном командообразовании. Как и фильмы Уира и Асановой, «Волну» стоит обсудить с детской аудиторией. |
7 |
Ф. Вебер «Игрушка» |
Фильм о ребёнке, усомнившемся во всемогущем отце и нашедшем нечаянного друга. А ещё – о всесилии денег. Фильм может стать замечательным предметом дискуссии, посвящённой взаимоотношениям детей, родителей, авторитетных педагогов, о сложностях и противоречиях в этих отношениях. |
8 |
М. Ханеке «Скрытое» |
Фильм о сжигающем чувстве вины и о межгенерационном конфликте. А также о проблеме мигрантов в Европе. Этот фильм следует обсуждать с детской аудиторией старшего возраста. Фильм позволяет коснуться темы ответственности детей за прошлое родителей. |
9 |
А. Звягинцев «Возвращение» |
Фильм о суровости отца и отцеборстве сына. У истории есть измерение религиозной притчи. Фильм можно обсудить с детской аудиторией и задуматься внутри этого обсуждения о том, как необычно могут сочетаться близость и отчуждённость детей и родителей. |
10 |
А. Киаростами «Десять» |
Фильм о положении женщины в современном иранском обществе. Снят как десять диалогов с владелицы машины с её попутчиками. Обсуждение этого фильма педагогом и детьми может затронуть тему противостояния традиционного воспитания. |
11 |
Р. Бентон «Крамер против Крамера» |
Фильм о положении женщины в Америке 1970-х. И ещё о жестокости судопроизводства. Фильм Бентона можно и нужно обсуждать с детской аудиторией, затрагивая темы ответственности родителей по отношению к детям и друг к другу. |
12 |
Т. Малик «Древо жизни»
|
Фильм о кризисах семьи и их религиозной интерпретации.
И ещё – о восприятии чудесного в детстве. Дискуссия о том, как ребёнок воспринимает личности родителей и связанные с ними нравственные миры даёт возможность поразмышлять о сложности детского взгляда на мир, буквально м и р о-в о з з р е н и я. |
13 |
А. Тарковский «Сталкер» |
Фильм о смысле исполнении желаний и даре веры. О реальности чуда. Религиозно-философская притча. Разговор о «Сталкере» может стать важнейшим воспитательным событием в работе педагога. Разговор о чуде в жизни людей важен для укрупнения разговора о поступке и эмпатических связях людей. |
14 |
И. Сабо «Мнения сторон» |
Фильм о травме войны, об ответственности художника и проблеме компетентности и правомочности суда. А ещё – о природе музыки. Этот фильм следует обсуждать, предварительно прослушав музыкальные произведения в исполнении Фуртвенглера. Соотнесение личных музыкальных впечатлений с острыми этическими дилеммами придаст особую полноту разговору. |
15 |
Ким Ки Дук «Весна, лето, осень, зима и снова весна»
|
Фильм о жизни буддистских монахов, о губительности чувства собственности. Религиозно-философская притча.
Фильм Ким Ки Дука замечателен как зрелище и загадочен как сказка. Его можно обсуждать с детской аудиторией старшего возраста и затронуть связь нашего повседневного поведения и этики отношения ко всему живому. |
16 |
Д. Аль-Халили «Атом» |
Фильм об истории исследований атома в ХХ веке. О том, как устроен атом и, следовательно, всё вокруг. Настоящее «очевидное невероятное». Увлекательно как детектив. Просмотр этого фильма с детской аудиторией и последующее обсуждение может натолкнуть на самые неожиданные соображения. Наука, которая имеет дело с неизведанным и таинственным – разговор о возможности чуда. Иной нежели в случае со «Сталкером», но не менее захватывающий. |
17 |
Ж. Перрен «Океаны» |
Фильм о многообразии жизни и способов существования в океане. И о чёрствости человека. Фантастические съёмки. Экологическая проблема может стать стержневой в обсуждении этого фильма. То, как человек любуется миром живого и то, что он готов сделать для этого мира – две величины, соотношение которых всё время меняется. |
18 |
Л. Парфёнов «Российская империя»
|
Документальный сериал к 300-летию Петербурга.
Увлекательный рассказ о величии и трагедии империи. Масса интереснейших исторических деталей, позволяющих по-новому посмотреть на современную Россию. Фильм Парфёнова – история формирования самых разных ценностей в России: политических, моральных, повседневных. Интересно обсудить с детской аудиторией, что именно вызывает их гордость за прошлое страны. |
19 |
С. Аранович «Сегодня премьера» |
Фильм о подготовке спектакля по «Трём сёстрам» Чехова Георгием Товстоноговым в БДТ. Захватывающий рассказ о творческом процессе. Яркий показ высокой режиссёрской педагогики. Фильм Арановича – история создания театрального шедевра. Обсуждение этого процесса может натолкнуть на мысли о создании собственного продукта, о необходимости задействовать разные силы и возможности. |
20 |
Е. Якович, А. Шишков «Прогулки с Бродским» |
Фильм о прогулках и разговорах Иосифа Бродского и Евгения Рейна в Венеции. Время и пространство, любовь и творчество, Россия и мир. Всему находится место в диалоге поэтов. Разговор о поэзии и времени обостряет этические вопросы повседневной жизни человека. Об этом имеет смысл прочитать Нобелевскую лекцию Бродского, прежде, чем смотреть и обсуждать фильм. |